Облачные технологии в оптимизации бизнес-процессов компании
Согласно компании IDC, в России рынок облачных технологий растет быстрее, чем в других странах мира. Средний годовой темп прироста составит более 50%, а к 2016 году объем рынка достигнет 19 млрд рублей. Крупные компании и частные предприниматели проявляют интерес к облачным технологиям.
Так что же такое облачные технологии, и какую пользу может извлечь бизнес, перейдя на данную систему? Давайте рассмотрим этот вопрос поподробнее.
Что такое облачные технологии и как они используются в бизнесе
Облачные технологии – это виртуальная среда, которая включает в себя аппаратные средства, программное обеспечение, каналы связи и службу технической поддержки. Она предоставляет удобное и безопасное хранение и обработку информации, а также легкий доступ к ней из любой точки мира.
Пользователям облачные технологии уже давно знакомы через крупные почтовые сервисы, такие как Gmail, Mail.ru и Mail.yandex.ru. Эти сервисы позволяют настроить свое облако соответственно потребностям, и при этом они доступны для пользователей любого масштаба.
Для индивидуальных предпринимателей и малого бизнеса облачные технологии предоставляют сервисы бухгалтерии, почты, обмена информацией, восстановления и архивации файлов. Для среднего и крупного бизнеса важны виртуальные серверы, услуги связи и набор сложных сервисов. Кроме того, стартапы в сфере IT используют облачные технологии для обслуживания большого количества клиентов без инвестиций в дорогостоящее вычислительное оборудование.
Одним из основных преимуществ облачных технологий является высокий уровень безопасности данных. 30,7% граждан, использующих государственные и муниципальные услуги, уже пользуются электронным видом получения информации и данные Росстата показывают рост этой тенденции. Крупный проект Электронного Правительства уже начал использовать облачную инфраструктуру для своих нужд.
Наиболее используемые «облачные» отрасли в России – IT и финансовые компании (25%), ритейл (21%) и телеком (13%). Облачные технологии помогают этим компаниям оперативно решать бизнес-задачи, сокращать затраты и повышать эффективность работы всех подразделений.
Облачные технологии становятся всё более популярными среди бизнесменов благодаря их множеству преимуществ. Зачастую, использование облачных сервисов позволяет сэкономить существенные средства на покупке серверов, сетевого оборудования, и т.д. вплоть до 70% расходов на информационную инфраструктуру. Более того, вам не придется беспокоиться о наличии штатного IT-специалиста. Вы сможете подключаться к облачным сервисам с любого устройства с выходом в интернет, а знания в области IT не потребуются.
Данные централизованы, что облегчает складывание всех наиболее значительных информационных ресурсов. Интересно, что расширение или удаление облачного сервиса может происходить очень быстро - за несколько минут. С абонентским доступом к облаку можно управлять через личный кабинет на сайте оператора.
Облачные сервисы также славятся повышенной безопасностью и отказоустойчивостью. Техническая поддержка оказывается круглосуточно, а безопасность и надежность таких сервисов могут быть сертифицированы Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) России. Они идут в ногу со следующими стандартами:
- Требования к системам обнаружения вторжений (ФСТЭК России, 2011).
- Требования к средствам антивирусной защиты (ФСТЭК России, 2012).
- Средства вычислительной техники. Межсетевые экраны. Защита от несанкционированного доступа к информации. Показатели защищенности от несанкционированного доступа к информации (Гостехкомиссия России, 1997).
Центры обработки данных также имеют сертификацию по TIER - это международный сертификат, который наделяет дата-центры классами от I до IV. Оптимальными являются дата-центры III класса, которые обеспечивают высокую надежность по оптимальной цене.
Работа облачной IT-инфраструктуры для бизнеса базируется на дата-центрах, которые все чаще располагаются за рубежом для обеспечения максимальной безопасности. Компании, предоставляющие облачные услуги, проводят тщательный отбор персонала для штата ЦОДа, как и в банковских структурах. Клиентская информация хранится на надежных носителях, защищенных от несанкционированного доступа, а системы резервного копирования позволяют восстановить важные данные, если пользователи допустят ошибки.
Уровень защиты персональных и конфиденциальных данных настолько высок, что многие провайдеры облачных услуг не знают, какие приложения размещают в облаке заказчики. Сервисы IaaS (Infrastructure-as-a-Service), SaaS (Software-as-a-Service) и PaaS (Platform-as-a-Service) могут быть запущены в течение нескольких часов или до двух дней, после того как клиент оформил заявку на сайте провайдера и внес предоплату.
"Виртуальные" решения для бизнеса
В настоящее время можно наблюдать наибольшую популярность в использовании облачных технологий. Множество моделей этих технологий доступны для бизнеса, и мы рассмотрим наиболее используемые из них.
Первая модель - аренда виртуального сервера (также известный как облачный ЦОД). Дата-центр, построенный на облачных технологиях, представляет собой серверы, диски и сети, которые можно управлять через Интернет или выделенные каналы связи. Помимо этого, для заказчика создается портал самообслуживания, через который он сможет легко контролировать все размещенные в "облаке" сервисы независимо от провайдера услуг.
Второй вариант - виртуальный офис. Благодаря этому решению рабочее место можно организовать в виртуальном пространстве, не привязывая его к конкретному компьютеру. В "облаке" воспроизводится внутренняя сеть компании, включая сетевые диски, общие папки и программы-планировщики. Таким образом, можно полноценно заменить стационарные рабочие станции везде, где есть Интернет.
Третий вариант - резервное копирование. Это решение предусмотрено для обеспечения сохранности данных в случае чрезвычайных ситуаций. Система резервного копирования гибко настраивается под текущий объем данных, что позволяет сократить временные и финансовые издержки.
Четвертый пункт нашего списка - катастрофоустойчивость (DRaaS). Сервис индивидуальных решений по обеспечению катастрофоустойчивости объединяет несколько облачных платформ с выходом на нескольких операторов связи. Безопасность данных достигается путем перекрестного резервного копирования в автоматическом или ручном режиме.
Этот список заканчивается на гибридном "облаке". Это возможность подключить частное "облако" к публичной облачной структуре провайдера, чтобы разгрузить собственные мощности в период высокой деловой активности. Все некритичные процессы могут быть перенесены в "облако" провайдера, а позже вернуться обратно. Это позволяет существенно ускорить процессы в собственном "облаке".
Следующий пункт - аренда приложений. В данном варианте программное обеспечение можно не покупать для установки на конкретный компьютер, а получать через Интернет, оплатив пользование на определенный срок. Заказчик гарантированно получает круглосуточную техподдержку и уверенность в безопасности своих данных.
И последний вариант - виртуальный контакт-центр. Традиционная организация контакт-центра требует специального помещения, оборудования рабочих мест и оплаты труда офисных сотрудников. Виртуальный контакт-центр, организованный по облачной технологии, позволяет высвободить значительное количество ресурсов и развернуть работу за два дня с момента подачи заявки провайдеру.
Вся вышеперечисленная информация показывает, что существует множество "виртуальных" решений для бизнеса, и они могут значительно оптимизировать работу компаний в различных областях.
Что ожидает нас в ближайшем будущем, если мы не будем делать ставку на облачные информационные технологии? Аналитики предрекают, что это будет легкомысленный выбор.
Так, например, рынок облачных технологий считается одним из самых активно развивающихся в IT-сфере. Это не только автоматически означает падение стоимости подобных услуг, но и совершенствование технического и программного обеспечения в самом ближайшем будущем. Кроме того, безопасность и эффективность облачных технологий стали практически общепризнанными, уже идет проработка юридических аспектов работы облачных систем и создание новых экономических моделей использования IT-услуг.
В мировой практике, как заявляет компания Symantec, тенденция к переходу на облачные технологии уже сложилась в 90% компаний. Однако, многие российские организации по-прежнему стремятся держать ценные ресурсы строго при себе в погоне за стопроцентным контролем над информацией. Однако, практика показывает, что инфраструктура «облака» стабильнее и безопаснее по сравнению с инфраструктурами заказчиков, что объясняется более высокими затратами и уровнем знаний, которые требуются для создания надежных дата-центров и которыми не каждая крупная компания располагает.
Фото: freepik.com