Как открыть гостиницу и что для этого нужно?
Процесс реставрации старых и строительства новых гостиниц в рамках подготовки России к Чемпионату мира по футболу 2018 года начался вовсю. Но если у вас есть желание открыть свой собственный отель, то необходимо обдумывать каждый этап вдумчиво. Но как же начать?
Этап 1: выбор организационно-правовой формы деятельности. Старайтесь выбирать наименее затратный вариант на этапе открытия небольшого отеля. Так, для создания крупного, включая франшизу, гостиничного комплекса не обойтись без создания ООО. Если же гостиница ориентирована на доходы не более 50 миллионов рублей, то можно оформить статус ИП. Следует ли открывать гостиницу с рестораном (код 55.11. по ОКВЭД), или без ресторанов (55.12. по ОКВЭД), нужно определиться заранее.
Этап 2: выбор системы налогообложения. При открытии небольшой гостиницы, прибегайте к упрощенной системе налогообложения (УСН). Что касается предельного размера ежегодных доходов, то он составляет 150 миллионов рублей. Если вам хочется сократить налоговую нагрузку, то можете использовать единый налог на вмененный доход (ЕНВД).
Этап 3: выбор и обустройство помещения. Если вы планируете открыть небольшой отель, то для начала можете рассмотреть варианты выкупа и перепланировки помещений. Ведь отдельные этажи общежитий, например, удобнее всего использовать для открытия мини-гостиницы. А вот для отдельно стоящего отеля вариантом может быть выкуп особняка или коттеджа. Стоит отметить, что экономически более выгодным оказывается строительство отеля "с нуля", однако долгосрочная аренда помещений тоже может оказаться приемлемой.
Этап 4: подбор персонала. Кадровый состав гостиницы напрямую зависит от её масштабов. Так, для мини-отеля с числом номеров не больше 10 понадобится небольшой кадровый состав: управляющий, администратор, горничная и технический персонал, который может быть заменен подрядной организацией, оказывающей ремонтные и клининговые услуги. А вот для гостиницы большего размера, конечно же, потребуется расширение кадрового состава: охрана, администраторы, бухгалтерия, отдел бронирования, менеджеры, маркетологи и так далее.
Этап 5: организация маркетинговой кампании. Старайтесь разработать эффективную стратегию маркетинга, чтобы ваш отель привлекал дополнительный поток клиентов. В начале этого пути может быть размещене рекламы в интернете и СМИ, на вокзалах, в аэропортах. Важной мерой оказывается заключение договоров с турфирмами, что поможет заполнить гостиницу в туристический сезон.
Каждый из этих этапов требует проработки бизнес-плана, а также анализа и прогнозирования его эффективности. Открытие гостиницы требует не только времени, но и значительных финансовых вложений. Но при правильном подходе бизнес может окупится быстрее, чем вы ожидаете.
Открытие гостиницы - занятие ответственное, поэтому, прежде чем начать, необходимо составить бизнес-план, который включает в себя концепцию будущего предприятия. Концепция гостиницы включает такие параметры, как:
- статус гостиничного объекта;
- месторасположение;
- номерной фонд вместимость и площадь;
- этажность;
- штат работников;
- среднегодовой уровень загрузки;
- сезонность;
- цены на проживание и дополнительные услуги;
- и другие показатели.
Для того чтобы не ошибиться с выбором формы предприятия, необходимо провести маркетинговый анализ, включающий такие макропоказатели, как:
- инвестиционная привлекательность рынка;
- характеристика существующего гостиничного фонда;
- характеристика спроса;
- цены на гостиничном рынке и тенденции развития рынка.
Также нужно изучить выбранный сегмент гостиничного рынка, количество гостиниц соответствующего статуса, их географию, набор услуг и цены на них. Для сбора аналитики по конкурентной среде следует обратиться в организации, занимающиеся управлением и консалтингом в сфере гостиничного бизнеса, где также могут рассчитать издержки и доходы по проектируемой гостинице.
Однако, без использования опыта (собственного или чужого) невозможно адекватно рассчитать издержки и доходы по сдаче номеров, услугам пищеблока, прачечной, бизнес-центра, транспортным услугам и прочим составляющим работы предприятия. Специфическими показателями для расчета экономической эффективности гостиничного бизнеса являются:
- вместимость номерного фонда;
- сезонность спроса;
- график работы гостиницы;
- спрос на дополнительные услуги;
- план загрузки гостиницы по месяцам, категориям посетителей и видам услуг.
Если результаты расчетов оказались положительными, можно приступать к реализации проекта. Тем не менее, для этого необходима предварительная подготовка, а именно - сбор необходимых документов, отвечающих требованиям законодательства.
Открытие гостиницы – процесс, требующий не только финансовых вложений, но и компетентной подготовки документов, необходимых для ведения бизнеса в этой сфере. Рассмотрим основные блоки документации.
Первым шагом будет оформление правоустанавливающих документов на помещение и земельный участок в соответствии с действующим законодательством. Далее нужно получить свидетельство о регистрации предприятия и постановку на учет в ФНС.
Если планируется строительство нового здания, необходимо получить разрешительную документацию на строительство. Для этого потребуется предоставить кадастровый и ситуационный планы земельного участка, справку об отсутствии арестов на участок, лист согласований с коммунальными службами, планировочную схему участка, проект здания, договор подряда со строительной организацией. Если же требуется разрешение на перепланировку, то нужно заявить о своем намерении органам местного самоуправления и предоставить техпаспорт помещения. После получения разрешения на перепланировку разрабатывается проект перепланировки, который в свою очередь согласуется с администрацией и приводится в действие по получении разрешения на начало работ. После проверки объекта относящимися к контрольным органами выдается акт ввода объекта в эксплуатацию, на основании которого оформляется новый техпаспорт в БТИ.
Добровольной процедурой является сертификация гостиницы и присвоение ей категории «звездности». Гостиничный бизнес в РФ не подлежит обязательному лицензированию, но требует соответствия определенным стандартам. Требования к гостиницам разных категорий прописаны в приказе Минспорттуризма РФ от 25.01.2011 № 25 «Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения…». Владелец гостиницы может самостоятельно решить, нужен ли ему сертификат соответствия или нет. При наличии такого желания, сертификат можно получить в одной из местных сертифицирующих организаций. С 2019 года планируется введение обязательной классификации гостиниц с номерным фондом более 50 номеров, с 2020 года – с номерным фондом более 15 номеров, с 2021 года – всех остальных гостиниц.
Важным блоком документов являются лицензии на торговлю алкогольной продукцией, организацию общественного питания, услуги химчистки, парикмахерские услуги и другие виды деятельности, требующие обязательной сертификации. Необходимо также иметь документы, подтверждающие соответствие требованиям санитарной, технической, пожарной, экологической безопасности, выданные контролирующими инстанциями по результатам проверок, а также документы о регистрации контрольно-кассового аппарата в налоговой инспекции.
Дополнительно, следует получить разрешение на рекламу и зарегистрировать вывеску в органах местного самоуправления. Важен также пакет договоров на оказание услуг сторонними организациями (аутсорсинг). Предметом договора могут быть коммунальные услуги, вывоз мусора, охрана помещения, инкассация, проведение работ по дезинсекции и дератизации, техническое обслуживание.
Не менее важным является наличие документов для внутреннего пользования, устанавливающих порядок оказания услуг, журнал по технике безопасности труда и пожарной безопасности, схему эвакуации при пожаре, книгу отзывов и предложений, журнал проверок контролирующими инстанциями, должностные инструкции персонала.
Если все формальности выполнены, остается только приступить к созданию интерьера гостиницы. Это творческий этап, который должен включать в себя вопросы по уходу за интерьером и его обновлению. Разумное планирование и организация гостиничного бизнеса гарантирует его успешность и популярность у постояльцев.
Фото: freepik.com