Новый спектакль городского театра поставил много вопросов и не предложил готовых ответов

В Ноябрьском городском театре (НГТ). Спектакль по повести Александра Куприна «Поединок» буквально перевернул душу и дал богатую пищу для размышлений – по большей части не слишком радужных.

Фото Анастасии Даниленко

В Ноябрьском городском театре (НГТ). Спектакль по повести Александра Куприна «Поединок» буквально перевернул душу и дал богатую пищу для размышлений – по большей части не слишком радужных.

За свою не то чтобы очень долгую, но яркую жизнь Александр Куприн написал много рассказов, повестей, есть и романы, но нет ни одной пьесы. Впрочем, это не значит, что Куприна не ставят в театре. Время от времени кто-то из режиссеров перекладывает его прозу на язык сцены, привнося при этом в произведение что-то свое.

Актрису Ноябрьского городского театра Ирину Коваль повесть Куприна «Поединок» тронула до глубины души еще в юности. Говорит, однажды рука сама потянулась к перу, чтобы написать по ней сценарий. Написать просто для себя – без каких-либо конкретных планов относительно постановки. Это было, еще когда Ирина жила и работала в Санкт-Петербурге. Сценарий пролежал на полке лет пять или шесть и вот года полтора назад был включен художественным руководителем НГТ Анатолием Лобановым в репертуарный план.

Поначалу худрук предложил Ирине самой и поставить свое детище, но, подумав, она отказалась. Материал сложный, многослойный. Здесь нужен профессиональный режиссер, что называется, инженер человеческих душ, умеющий вдохнуть в действие и персонажей целую палитру смыслов и подтекста.

Такой режиссер отыскался в Екатеринбурге – Александр Вахов. Он уже ставил спектакли в НГТ: в 2021-м – «Бог резни» и в 2022-м – «Мой бедный Марат». И вот вниманию зрителей была представлена его третья работа.

Тем, кто знаком с творчеством и биографией Александра Куприна, хорошо известно, что по своей первой специальности он военный, офицер русской армии. Кадет, юнкер, выпускник Александровского военного училища четыре года прослужил в пехотном полку, и эти годы дали ему богатую пищу для творчества. Впоследствии из-под пера Куприна вышло немало произведений на тему военной службы. В том числе «Поединок». Чувствуется, что к армии писатель испытывает противоречивые чувства. С одной стороны, его восхищает доблесть, сила и геройство русских солдат и офицеров в военное время, с другой, разочаровывает грубость, жестокость и тупая муштра – в мирное.

Вот и главный герой повести подпоручик Юрий Ромашов по- лон противоречий. Он почитает за честь защищать Родину, быть образцом военной выправки и в своих грезах видит себя чуть ли не Суворовым. А в реальности не может терпеть, когда офицеры сквернословят, бьют солдат, беспробудно пьют и заводят пошлые романы с полковыми дамами. Хотя в смысле пьянства и адюльтера и сам Ромашов далеко не без греха. Он имеет безрадостную и унизительную связь с женой одного офицера, а по-настоящему любит жену другого – Шурочку. Предмет же его обожания просто использует Ромашова в своих меркантильных целях и в конечном итоге подводит к дуэли, стоившей главному герою жизни.

Фото Анастасии Даниленко

– Меня в повести больше всего зацепила линия Шурочки. Я не согласна с тем, что она конченая стерва, – размышляет Ирина Коваль. – Вот представьте: если женщина молода, амбициозна, если умеет ставить перед собой цели и добиваться их, то сегодня она имеет все возможности для самореализации. А какие возможности были у нее в начале ХХ века? Только через мужчину! Так Шурочка и поступала: толкала своего мужа в академию – по сути сама делала ему карьеру. Но в какой-то момент что-то пошло не по плану, и она просто запуталась.

А Ромашов… Что Ромашов? Он умер, должно быть, до последнего вздоха повторяя имя любимой. Ни в повести, ни в театральной постановке мы этого не видим, но знаем, что это так. Прекраснодушным романтикам иногда лучше вовремя умереть, чем жить, все глубже и глубже погрязая в «свинцовые мерзости» бытия. А то станут такими, как приятель и собутыльник Ромашова Назанский, горький пьяница, человек со светлой душой и гуманистическими взглядами, чья жизнь тоже оказалась загублена, и тоже не без участия Шурочки. Только умер Назанский не физически, а как бы… метафизически.

В общем, «Поединок» – произведение весьма примечательное и с литературной, и с драматургической точки зрения. Как говорят театралы, там есть что играть. И автор сценария Ирина Коваль, купировав большие куски повести, на самом деле ничуть ее не упростила. Поэтому у режиссера Александра Вахова была очень непростая задача.

– Я и не люблю делать развлекательные спектакли, – говорит в свою очередь Александр. – Пытаюсь размышлять о важном, о смыслах, о том, что волнует человека, о чем болит его душа. Данный спектакль – это, если хотите, посыл из начала двадцатого века в век двадцать первый. Вопросы адресуются тяжелейшие: как жить? для чего? ради кого? Их задает в том числе главный герой. А ответы на них пусть каждый ищет сам.

«Поединок» – произведение примечательное, и одноименный спектакль вышел под стать ему. И сценарий, и режиссерская работа получились, как бы это сказать… равновеликими. Они взаимно дополняли и обогащали друг друга. «Да, это Куприн: его дух, его атмосфера!» – эта мысль посетила меня после первой же сцены и не отпускала до самого поклона. Актерам– отдельный респект. Они были великолепны! И Ромашов (Глеб Денисов), и Шурочка (Юлия Шеина-Жугавли), и Назанский (Никита Чарушин), и Сергей Сухопаров, игравший поочередно то командира роты, то командира полка. И соперник главного героя по дуэли Николаев (Антон Судеев), и все другие, задействованные в постановке. Они выступили единым, мощным, красивым и талантливым актерским ансамблем.

Некоторым пришлось играть сразу несколько ролей. Это режиссерское решение хоть и проистекало от недостатка «личного состава», но тоже очень удачно вписалось в идейно-смысловую канву спектакля. «Рубленая» сценография и эклектичное звуковое оформление удачно ее дополнили. Сменяющие друг друга куртуазная ария Альмирены из оперы Генделя и разудалая кадриль как будто подчеркивали сюрреалистичность обстановки, а раздающееся время от времени одиночное фортепианное «ми» малой октавы в исполнении кого-то из актеров звучало как набат, как предостережение не только главному герою, но и всем нам.

– От моего первоначального сценария мало что осталось, – признается Ирина Коваль. – Но это меня не разочаровывает – наоборот! Я увидела мощную режиссуру и блестящие актерские работы. Большое спасибо Саше Вахову и ребятам за это! Могу только присоединиться к этим словам. Спектакль «Поединок» – одна из лучших работ Ноябрьского городского театра. Просто бальзам на душу думающего человека. Бальзам с горьким привкусом.

Поделитесь новостью в своих аккаунтах в соцсетях: Евгений Демьянюк

Последние новости

Надым: Дети и здоровый образ жизни в день борьбы с курением

Тысячи северян, включая молодежь, участвуют в мероприятиях по отказу от курения.

Профилактические мероприятия на Ямале в рамках акции «СТОПВИЧ/СПИД»

С 25 ноября по 1 декабря на Ямале пройдут важные мероприятия по борьбе с ВИЧ.

Капитальный ремонт поликлиники в Губкинском завершится в феврале 2025 года

Обновление медицинского учреждения ожидается с нетерпением как пациентами, так и врачами.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Елабуге с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *