Как в Ноябрьске русский язык детям из семей иностранцев преподают

Ноябрьский профсоюз работников образования – победитель конкурса грантов губернатора ЯНАО с проектом «Русский язык для детей-мигрантов».

Фото Анастасии Даниленко

Ноябрьский профсоюз работников образования – победитель конкурса грантов губернатора ЯНАО с проектом «Русский язык для детей-мигрантов». Реализация проекта предусматривает создание на базе учреждения допобразования «Ювента» ресурсного центра для обучения русскому языку и социализации детей из семей иностранцев.

Общаться – значит «говорить»
О том, как проходят занятия с малышами и подростками, мы поговорили с завучем центра интеллектуального развития «Ювента» Ольгой Ершовой и преподавателями Ириной Мозговой и Мариной Кузнецовой.

– С русским языком есть проблемы и у детей тюркских народов – татар, башкир, чувашей; и у представителей финно-угорской группы – марийцев, мордвы, удмуртов, ханты, манси; и у выходцев из северокавказских республик – Чечни, Дагестана. Особенно если семьи проживали в сельской местности или маленьких деревнях, – объясняет Ольга Ершова. – Возникают трудности и у тех, кто приехал в Россию из Азербайджана, Таджикистана, Узбекистана, Киргизии. Проблемы коммуникации существовали и во времена СССР, хотя тогда изучение языка межнационального общения – русского – было обязательным во всех республиках Союза и в автономных областях.

– В Ноябрьске появляется больше семей, где родители владеют русским не в полной мере? И где дети, соответственно, не говорят по-русски? – интересуюсь я у собеседницы.

– Не могу сказать однозначно. Чтобы это утверждать, нужны статистические данные, а у нас их нет, – отвечает Ольга Анатольевна. – В текущем учебном году мы работаем с группой дошколят на базе центра и с тремя группами учеников в средних школах. В «Ювенту» по субботам родители приводят детей из детских садов «Колокольчик», «Ласточка», «Морозко». Приходят несколько первоклашек, например, два брата-близнеца – Адам и Артур. Можете посмотреть, в какой форме проходят занятия.

Заглядываем в класс. Десять малышей оживленно щебечут с учителем, но, увидев корреспондентов, моментально затихают. Педагог Марина Кузнецова обращается к воспитанникам с просьбой поделиться новостями из школьной жизни (первоклашки побойчее, поэтому вопрос адресуется им).

– Мадина, Абдулла, Умар! Расскажите, что интересного у вас происходило на уроках в течение недели.

Мадина рассказывает о подготовке к Дню матери, диктантах, самостоятельных и проверочных работах по русскому языку и математике. Еще в школах прошли уроки музыки, которые понравились девочкам, а мальчикам пришлись по душе занятия физкультурой.

Детская дружба народов

Закрыв двери в учебный класс, мы проходим в кабинет директора «Ювенты» Александра Лихошерста, который любезно предоставил его журналистам на время интервью. Побеседовали с Ириной Мозговой, педагогом допобразования центра.

– В школе № 3 сформирована группа детей из первых-четвертых классов, а в пятой школе русским языком я занимаюсь с двумя разновозрастными группами. Сложнее всего даются уроки фонетики: произношение звуков представляет для ребят определенную трудность, здесь важна практика – как можно больше наговаривать слов. Трехминутные фонетические разминки позволяют отрабатывать артикуляцию звуков, и через какое-то время часть детей будет говорить даже без акцента, – уверена Ирина Александровна. – Лексический запас пополняется быстро, этому способствует погружение в языковую среду. Вот почему я не сторонник семейного обучения: в коллективе ассимиляция детей проходит быстрее, подростки интегрируются в общественную жизнь и не чувствуют себя аутсайдерами. Во время учебы на филологическом факультете Тюменского госуниверситета я участвовала в работе секции с китайскими студентами, а еще ездила в Сербию, где мы общались с жителями страны, взаимно обучая друг друга. Многое из студенческой практики я использую на занятиях.

В рамках полученного гранта «Ювента» смогла приобрести учебно-методические комплекты, коммуникативно ориентированные пособия для преподавания русского языка как иностранного. Особенно много занимательного компонента для дошкольников: загадки, ребусы, головоломки, кроссворды, рисунки.

– Я бы хотела отметить еще один нюанс, – сказала в конце беседы Ольга Ершова. – Ребята активно помогают друг другу. Если кто-то усваивает материал лучше, то подсаживается к соседу и пытается объяснить ему, что означает то или иное слово. И это настоящий интернационализм, дружба народов. Помимо занятий по языку, дети посещают уроки математики, английского, робототехники. Обожают заниматься с конструктором куборо, им все интересно. Во время перемен наши коридоры превращаются в игровые залы: до обеда в центре дежурит педагог-психолог, после обеда – педагог-организатор. То есть мы все время занимаемся с воспитанниками.

За год «Ювенту» посещают более полутора тысяч юных ноябрян. Главное – пробудить в детях желание создавать что-то новое, найти то, к чему у ребенка лежит душа, стимулировать творческое начало. В этом миссия центра интеллектуального развития: образование и воспитание у нас идут в одной связке.

Поделитесь новостью в своих аккаунтах в соцсетях: Людмила Бондырева

Последние новости

Владимир Путин поддержал запрет приема детей мигрантов в школы без знания русского языка

Президент России Владимир Путин в ходе прямой линии поддержал законопроект, запрещающий принимать детей мигрантов в школы без знания русского языка.

Открыт прием заявок на соискание всероссийской муниципальной премии «Служение»

17 декабря на заседании наблюдательного совета Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления утверждены 10 номинаций второй муниципальной премии «Служение» и дан старт приему заявок на сайте премияслужение.рф .

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Балакове, включая прогнозы на ближайшие дни и часы

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *