03.02.2024

Ученые обобщили 60 лет наблюдений за полевками и леммингами на Ямале

Фото пресс-службы губернатора ЯНАО Научные сотрудники Арктического научно-исследовательского стационара,

Фото пресс-службы губернатора ЯНАО

Научные сотрудники Арктического научно-исследовательского стационара, филиала Института экологии растений и животных УрО РАН опубликовали статью о сообществе мелких грызунов в одном из самых авторитетных в мире научных журналов Global Change Biology.

В работе приведены данные, собранные сразу несколькими поколениями исследователей cтационара. Ученые описали итоги наблюдений на пространствах от лесотундры до арктической тундры на полуострове Ямал. Специалисты констатировали, что на юге полуострова стали реже встречать леммингов. В то же время полевок стало больше, и они расширили свои ареалы к северу.

Лемминги и полевки – центральное звено наземных экосистем тундры, они являются основной пищей для многих видов хищников, таких как белая сова, песец, мохноногий канюк. Ученые предполагают, что изменение обилия и границ распространения разных видов – это следствие изменения климата.

Лидер коллектива авторов Наталья Соколова объединила все архивные записи сотрудников cтационара, которые изучали леммингов и полевок на полуострове Ямал начиная с 1960-х годов. Она возглавляет полевые работы по наблюдению за популяциями мелких грызунов на Ямале с 2003 года. Ее соавторами стали сотрудники cтационара Виктор Штро, Иван Фуфачев, Александр Соколов, научный сотрудник Арктического университета Норвегии Дороти Эрих, а также научный сотрудник института Василий Соколов. Фотография сибирского лемминга Натальи Соколовой с севера полуострова Ямал украсила обложку выпуска журнала, в котором опубликована статья.

Поделитесь новостью в своих аккаунтах в соцсетях: СЛУЖБА ИНФОРМАЦИИ