Только смелым покоряется река!
В первое воскресенье июля профессиональный праздник отметили работники речного флота.
Автор: Наталья Вольвач
Фото: Наталья Вольвач
В первое воскресенье июля профессиональный праздник отметили работники речного флота. Реки издавна были и остаются важными транспортными магистралями, по которым перевозят людей и различные грузы в труднодоступные районы страны.
«Лебедем белым скользя по волне»
В этот праздничный день мне посчастливилось стать участником рейса современного катера «Ляд Айваседо», который направлялся по маршруту Уренгой – Самбург. Вместимость его - 44 человека, максимальная скорость, которую может развить, - 40 км/час. За навигационный период по этому маршруту белоснежный теплоход, названный в честь земляка - ветерана Великой Отечественной войны, перевозит более 4000 пассажиров.
Судно было приобретено в 2021 году на смену старому катеру «Заря» по поручению губернатора Дмитрия Артюхова. Об этом главу округа просили жители заполярного Самбурга. В летнее время для них это самый доступный вид транспорта. Катера и вертолёты – только так можно добраться до цивилизации.
Пассажиры с удовольствием отмечают комфортность долгожданного подарка: удобные сиденья, огромные видовые окна, возможность выйти на просторную палубу.
С первой минуты знакомства экипаж судна – два капитана и три матроса - произвёл приятное впечатление. Доброжелательное приветствие, помощь с тяжёлым багажом, галантно протянутая рука при подъёме по трапу. Но, пожалуй, самым важным для меня стала открытость к общению: члены команды охотно рассказывали о своём профессиональном пути. Так, за разговорами и съёмкой незаметно пролетели почти пять часов удивительного путешествия в Заполярье.
«Капитан, капитан, улыбнитесь!»
Юрий Самохин, капитан-механик, родом из Ярославля. Мальчишкой не грезил о морях и океанах, не зачитывался литературой о дальних странствиях, но жизнь распорядилась по-своему. Решение поступать в Рыбинское речное училище принял на основе коллективного выбора - пошёл по стопам друзей, многие учились там. Признаётся, что даже не планировал работать по профессии техника-судостроителя, но в ходе обучения втянулся и на всю жизнь запомнил свою первую практику.
Получив образование, Юрий ушёл в армию. Вернувшись, работал на пароходе «Москва» в Ярославле, потом судьба будущего речного капитана забросила на Север, в Норильск, а далее - в Уренгой.
На сегодняшний день трудовой стаж в речном судоходстве Юрия составляет 15 лет. Молодой капитан признаётся, что если бы сейчас выбирал профессию, то учился бы на юриста. Причина одна: представители романтической профессии редко видятся с
семьёй. С апреля по октябрь находятся в разлуке с родными. «Хочется видеть, как растут твои дети, а ты большую часть времени проводишь на пароходе. Дома меня ждут любимая супруга и двое детей. Сейчас моим двойняшкам по 4,5 года. Жена знала о предстоящих долгих разлуках, когда выходила за меня замуж. Не обижается, конечно, но очень скучаем друг по другу».
По словам моего собеседника, сама по себе работа интересная, постепенно можно повышать квалификацию, а затем перейти работать на большие и мощные лайнеры, бороздящие не только реки, но и моря, ходить за границу, получать более солидную зарплату.
Юрий отметил особенности навигации на больших и малых реках России: «На Волге уровень воды достаточно стабилен в течение всей навигации. А здесь на Пяку-Пуре он меняется значительно. Весной, после таяния снега, вода сильно поднимается. К осени снижается. Если уровень меньше допустимого, то навигация может закончиться раньше срока. В среднем ходим до сентября-октября, в зависимости от уровня воды».
Не зря в песне просят улыбнуться капитана, видимо, по характеру все они серьёзные, мужественные люди, ведь в их сильных руках жизнь и безопасность людей. Быть главным - большая ответственность. За твоей спиной - экипаж, пассажиры, груз и само судно. Тут действительно не до шуток.
«Если всё правильно подготовил к рейсу, ответственно относишься к работе, то форс-мажоров быть не может. В моей практике такого не было и, надеюсь, никогда не случится», - делает вывод капитан.
Во время беседы члены команды рассказали, что рабочий год у них начинается весной. В конце апреля осуществляют подготовительный техосмотр, если нужно, производят ремонт, готовят транспорт к сезону.
С ноября наступает долгий навигационный отпуск. В это время суда стоят на зимовке. В «караване» - месте, где зимуют корабли, - работает один ответственный капитан, который следит за техническим состоянием «отдыхающих» от летних перевозок судов.
Также мне удалось узнать, что плавучий знак на реке, устанавливаемый для обозначения навигационных опасностей на пути следования судов, называется бакен, что в переводе с нидерландского означает «маяк». Правая «кромка» судового хода обозначается красным бакеном, а левая — белым. Путевые знаки устанавливают не только на реке, но и на берегах. В ходе движения речной транспорт ориентируется по ним, как и наземный по дорожным знакам. У капитана всегда под рукой карта реки, которая помогает при судовождении.
Самое главное - любить людей
Периодически возвращаюсь в салон на своё пассажирское место и с удовольствием наблюдаю за работой судового матросакассира Ларисы Николаевны Тычковой. Забот у неё немало: проверить билеты у всех пассажиров по списку, составить рейсовый и кассовый отчёты, отметив, сколько детских и взрослых билетов, количество багажа. При этом всегда улыбается, душевно шутит, искренне интересуется у пассажиров, как проходит поездка. Находит время и для общения со мной.
«Вышла замуж за работника флота, переехала в Тавду. Пригласили работать кассиром, выдавать зарплату. Получила бухгалтерское образование, постоянно повышала квалификацию, стала главным бухгалтером. Так и проработала всю жизнь в речном флоте Ханты-Мансийского пассажирского управления, - рассказывает о себе Лариса Николаевна. - Уйдя на пенсию, получила ещё одну профессию судового матроса-кассира. И вот уже пять лет я не офисный работник, а настоящий матрос на пароходе, вместе с экипажем покоряю водные просторы северных широт».
Из ярких воспоминаний – встреча с бурым медведем. Грозный царь лесов сидел на берегу и не проявил к проходящему мимо пароходу никакого внимания. «Мы ему махали, а он нам нет», - смеется Лариса Николаевна.
«Мне в моей работе всё нравится, места здесь хорошие, природа красивая, люди замечательные. Пароход идёт, я любуюсь видами прибрежными. Основное качество характера, которым должен обладать кассир на катере, – это любить людей. Года два ещё точно проработаю, а потом уступлю место молодёжи».
Север греет
«Нужно выбирать ту профессию, в которой ты способен проявить все силы души». Эта фраза из книги Вениамина Каверина «Два капитана» отражает настроение счастливого в профессиональной деятельности человека. Мне повезло: со мной в пути были именно такие люди. Добрые улыбки членов экипажа вперемежку с необычно жарким солнцем, первозданные лесотундровые пейзажи сделали мою поездку тёплой, душевной и запоминающейся. Я подумала, что поистине прав тот, кто придумал легендарный слоган Пуровской земли: «Север греет».
Ещё раз поздравляю экипаж с профессиональным праздником! Пусть водная стихия, которая стала судьбой этих замечательных людей, будет всегда к ним благосклонна, дует попутный ласковый ветер, сбываются мечты, а дома всегда ждут родные и любимые.
Последние новости
Ямал на конкурсе благотворительных инициатив
Народное голосование определит победителей среди новоуренгойских проектов.
Бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ямала на 2025 год
Депутаты ямальского парламента обсудили финансовые планы на следующий год.
Поздравление налоговым работникам с профессиональным праздником
Налоговые органы играют важную роль в финансировании общественных нужд.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией