Как Ноябрьский городской театр изменил форму классики, не повредив содержания
Фото Владислава Саверченко Ноябрьский театр выпустил очередную премьеру.
Ноябрьский театр выпустил очередную премьеру. Спектакль «Как Сашка карьеристом стал» прошел в минувшие субботу и воскресенье в «Руси».
Это про нас
Сразу хочу призвать: да не введет никого в заблуждение достаточно фамильярное название постановки. Речь в ней идет о весьма серьезных вещах и дает богатую пищу для размышлений. Прежде всего – над самим собой. За основу спектакля был взят роман русского классика Ивана Гончарова «Обыкновенная история» – одна из трех наиболее известных его литературных работ наряду с «Обломовым» и «Обрывом». Однако в интерпретации НГТ произведение видоизменилось практически до неузнаваемости.
– Гончаров только из-за угла поглядывает на нашу работу, – шутит художественный руководитель театра, режиссер-постановщик спектакля Анатолий Лобанов.
Любовь Лобанова к русской классике прослеживается на протяжении всех семи лет существования театра.
– Классика – это всегда про нас сегодняшних, – любит повторять он.
Причем режиссер ставит ее как в каноническом, хрестоматийном варианте (вспомним «Женитьбу», «Доходное место»), так и в вольных интерпретациях. «Сашка» – как раз последний случай. Недаром же в афише эта вещь значится как «фантазия театра по мотивам…» От первоисточника авторы оставили только главные сюжетные линии и имена героев. Текст осовременили, даже добавили в него сленговые выражения. Костюмы, соответственно, тоже. Впрочем, сути это никак не поменяло. Просто сделало форму более легкой для восприятия.
Перенести классический сюжет в современную действительность – задача очень непростая. Многие – и довольно известные – режиссеры терпели на этой почве фиаско. Зрители возмущенно уходили из зала, не досмотрев спектакль до конца, а критики долго брызгали слюной, обвиняя постановщиков в пошлости, отсебятине, конъюнктуре и прочих смертных грехах. Должен с удовлетворением констатировать, что в нашем случае ничего подобного не произошло.
«Телотекст»Молодой провинциал Александр Адуев, юноша до крайности восторженный и романтичный, едет к своему дядюшке в столицу, чтобы найти приличную работу. Там он попадает в мир, который делает из него холодного и циничного карьериста. Главное – деньги; брак – только по расчету; любовь – глупость, которая лишь отвлекает от дела. Все метаморфозы героя по ходу спектакля прослеживаются очень четко, последовательно и детерминировано. Практически под увеличительным стеклом. И уж в чем в чем, а в пошлости и легковесности постановку точно не обвинишь.
– Этот спектакль – своего рода лаборатория, – говорит Лобанов. – Мы с актерами решили исследовать такой момент: к чему прислушиваться при принятии решения – к рациональному или к эмоциональному началу в себе? А если человек смолоду мыслит лишь рациональными императивами, что с ним произойдет дальше? Мне кажется, он станет очень несчастным. Потому что у каждого возраста должно быть свое отношение к жизни, свое восприятие мира.
Чтобы донести хрестоматийные мысли до зрителя, авторы используют целый набор сценических приемов: музыку, пластику («телотекст», по выражению режиссера). Даже придуман новый персонаж, которого нет у Гончарова – Капиталист. Он как квинтэссенция мира наживы. Удачным контрапунктом звучат темы бизнеса, денег и линия деревни, Родины, где царят гармония и любовь. Где совесть человека – не химера, а его внутренний движитель.
А еще, как признался режиссер, вся постановка состоит из импровизации. Очень многое трансформировалось по ходу репетиций, какие-то мизансцены приживались, какие-то ложились «на полку», откуда при необходимости их всегда можно будет достать.
– Если вы будете смотреть «Сашку» во второй раз, то гарантирую, это будет уже совсем другой спектакль, – интригует Лобанов.
На одном дыхании
В постановке блеснули как хорошо известные и любимые публикой актеры театра (Антон Судеев, Анна Траудман, Варвара Утробина, Юлия Шеина-Жугавли), так и те, кто пришел недавно. Очень колоритно смотрелся Андрей Голошапов в роли прожженного циника и дельца – дяди главного героя. Роль самого Сашки исполнил дебютант НГТ Антон Русакович. Для него это не только первая главная роль в нашем театре, но вообще первая главная роль в актерской карьере. Как рассказал Анатолий Лобанов, Русакович – выпускник Нижегородского театрального училища имени Евгения Евстигнеева. По окончании вуза отслужил в армии и сразу был приглашен в труппу НГТ.
– В ходе репетиций парень прошел через огонь и воду, все вытерпел. Оказался чутким артистом, восприимчивым к советам, готовым работать над собой, меняться. Даже похудел специально для роли, – рассказал об Антоне его руководитель.
А что же говорят о спектакле зрители? Среди комментариев в соцсети театра нет ни одного негативного или равнодушного. От откровенно восторженных – «Смотрела на одном дыхании… Как же убедительно каждое слово, движение, взгляд, реплика…» до философски осмысленных – «…для себя лишний раз убедилась, что «осовремененная классика» – не мое, а эта постановка заставила меня вновь перечитать произведение».
В любом случае новая работа театра получилась очень неординарной. Как, собственно, подавляющее большинство постановок Ноябрьского городского.
Поделитесь новостью в своих аккаунтах в соцсетях: Евгений ДемьянюкПоследние новости

С Днём геолога!
Уважаемые геологи, ветераны отрасли, рабочие и служащие геологических организаций округа!
Минстрой признал все города Ямала благоприятными для жизни
Фото: Федор Воронов/«Ямал-Медиа» Все восемь городов ЯНАО по итогам 2024 года были признаны благоприятными для проживания согласно Индексу качества городской среды Министерства строительства и ЖКХ РФ.
Все восемь городов Ямала признаны благоприятными для проживания
Фото из архива редакции Такие результаты получены в результате подсчета Министерством строительства и ЖКХ РФ индекса качества городской среды за 2024 год.
Ноябрьск признан самым умным городом Ямала
Фото из архива редакции Центр компетенций «Умный город» проводит народное голосование за самый технологичный и инновационный город России.