03.02.2023

Всем бортам, находящимся в зоне

День гражданской авиации РФ совпадает с датой учреждения профильного совета: хотя пассажирские воздушные перевозки зародились в России еще в 1910 году, именно 9 февраля 1923 года в СССР официально появилась гражданская авиация.

День гражданской авиации РФ совпадает с датой учреждения профильного совета: хотя пассажирские воздушные перевозки зародились в России еще в 1910 году, именно 9 февраля 1923 года в СССР официально появилась гражданская авиация.

В ее задачи входила перевозка пассажиров, путешествующих по служебным или личным делам, почты и грузов. В 1932 году появился специальный флаг гражданской авиации, была введена форменная одежда и знаки различия для персонала.

Немного истории
Нынче у российской авиации вековой юбилей. Сам же праздник утвердили только в 2013-м, когда вышел соответствующий президентский указ. В этот день командиры воздушных судов поздравляют людей в салоне во время рейса, авиакомпании или аэропорты устраивают торжественные мероприятия. К дате причастны пилоты, бортпроводники, технические работники, благодаря которым в воздух ежедневно поднимаются сотни самолетов и вертолетов.
На Ямале шумно отметят столетие гражданской авиации. Главное событие, посвященное празднику, – официальное открытие нового терминала аэропорта в Новом Уренгое. В тестовом режиме он работает с 26 декабря, приняв за это время 80 тысяч пассажиров.

Журналистская удача
В начале этого года меня настигло профессиональное везение: мне достался экземпляр книги «Записки полярного авиатора», тираж которой составляет всего 500 экземпляров. Автор – бортмеханик вертолета Ми-8 Сергей Трикачев. Лично познакомиться с Сергеем Васильевичем мне не подфартило (хотя накоротке пересекались). По окончании Выборгского авиатехнического училища он был направлен в Мыскаменскую объединенную эскадрилью, где с февраля 1975-го по март 1978-го работал техником, затем техником-бригадиром участка трудоемких регламентов авиатехнической базы. После курсов переподготовки получил квалификацию бортмеханика вертолета Ми-8. Работал в 350-м летном отряде Мыскаменского объединенного авиаотряда.
В середине 1980-х случай привел Сергея в Ноябрьск, где он встретил летунов, с которыми начинал воздухоплавательную карьеру – так бывает в жизни, особенно в авиации. В октябре 1984-го Трикачев перевелся с Мыса Каменного во вновь создаваемое авиационное подразделение, до июня 1991-го работал в Ноябрьской объединенной авиаэскадрилье. Сергей Васильевич – бортмеханик первого класса, налет часов у него составляет более семи тысяч, из них свыше пятисот – ночью.
«Записки» – это триста страниц текста о людях, с которыми свела его судьба и работа. Это истории полярных авиаторов, уникальные черно-белые снимки семидесятых-восьмидесятых годов прошлого века, фото документов тех лет. Тридцать пять глав со звучными названиями, от которых веет вьюжными просторами: «Фактория Морды-Яха», «Мамонт с Гыдана», «НЛО в небе над Ямалом», «Ночь на Мысе Парусном» – географические точки оживают, обретают реальные очертания, отдают запахом мороженой рыбы, окутывают нежной овчиной зимних тулупов. От чтения становится тепло: словно слышишь спокойные интонации вертолетчиков в самые экстремальные моменты взлета и посадки, когда в салоне все дрожит и трясется. И знаешь: летающая стрекоза непременно справится.
Пролистываю страницу за страницей, разглядываю фотографии, в подписях к ним нет-нет да и промелькнут знакомые фамилии. А вот и заветное повествование, глава называется «Впервые в Ноябрьске»: «В декабре 1981-го был скомплектован экипаж – командир звена Анатолий Беловин, второй пилот Владимир Акимов, бортмеханик Сергей Трикачев, который должен был выполнить спецрейс: перевезти из Яр-Сале в Мегион ямальского прокурора. Прошли подготовку по новому маршруту: Мыс Каменный – Яр-Сале – Надым – Ноябрьск – Мегион. Поселок Ноябрьский – будущий город – встретил нас сильным морозом, минус 45. Сели на площадку, именуемую у летающих нефтяников-вахтовиков «Вертодромом дирекции».
Минуя технические подробности, хотела бы остановиться на описании автором «цивильного по меркам Севера строящегося города»: «Мы успевали только головами вертеть: такого не было нигде – ни в Амдерме, ни в поселке Тазовском, ни в районом центре Яр-Сале. Почта, мебельный магазин, улица Энтузиастов, Барский поселок… Вывеска на двухэтажном здании гласила, что это гостиница «Лесная». Потом была банька с веником, ужин, под разговоры и воспоминания скоротали вечер.

«Огненный» сообщает
«Огненный» – позывной аэропорта Мыса Каменного. В советское время все аэропорты и аэродромы имели свой позывной. По сравнению с другими (Диксон – «Волкодав», Салехард – «Девица», Воркута – «Гнедой»), позывной «Огненный» был красив и романтичен». Слог у Трикачева образный, выпуклый, реально видишь картинку. Надеюсь, что «Записки» будут оцифрованы и найдут место на просторах интернета.
С волнением вчитываюсь в истории. Командира вертолета Ми-6 салехардского отряда Владимира Обливина я знала по его работе в частной авиакомпании «АвиаГарант», что открылась в начале девяностых в Ноябрьске. В книге описаны и другие мои знакомцы: Сергей Витер, Виталий Яровенко. Это уже в связи с увлечением Сергея Трикачева музыкой и видео. Экземпляр «Записок полярного авиатора» пришел ко мне с дарственной надписью: «Людмиле Бондыревой, журналисту ноябрьских СМИ, не понаслышке знающей работу пилотов на Крайнем Севере. С уважением к профессии и труду». И на прощание, читатель, вот такие строки Сергея – от сердца:
Приходит день,
Уходят с неба люди,
Но по ночам нам снится
высота…
Во сне мы в небо ввинчиваться
будем,
И прозвучит команда:
«От винта!»

В тему
Четвертого февраля в Государственном архиве ЯНАО откроется историко-документальная выставка «Небо Ямала». Основные этапы развития полярной авиации с 1930-х годов представлены в документах и архивных фотографиях. С 9 февраля можно будет посетить выставку «Крылья» в МВК имени Шемановского, а 12 февраля в рамках проекта «Ямальские встречи» – пообщаться в Национальной библиотеке ЯНАО с капитаном воздушного судна Дамиром Юсуповым.
В округе работают семь аэропортов, которые осуществляют отправку пассажиров, почты и грузов. Важными элементами транспортной инфраструктуры являются ведомственные аэропорты Ямбург, Бованенково, Сабетта и Утренний. На Ямале в 2022 году 15 авиакомпаний осуществляли перевозки по 50 направлениям. Округом субсидируется 42 межрегиональных и 30 межмуниципальных направлений, из них 28 – вертолетные.

Фото из архива Сергея Трикачева

Фото Дмитрия Агатия

Автор Людмила Бондырева

Последние новости

Три региона обсуждали способы противостояния экстремизму

Обсудили на заседании и послание Президента России Федеральному собранию, которое парламентарии должны поддержать законами Для просмотра видео включите поддержку javascript в браузере, или используйте браузер,

Держатели карты «Морошки» могут воспользоваться новыми программами лояльности

Держатели карты «Морошки» могут воспользоваться новыми программами лояльности от ямальских учреждений культуры.

Новоуренгойские хирурги удалили пациентке почти полтора метра «лишней» петли толстой кишки

Новоуренгойские хирурги помогли пациентке с редкой патологией кишечника Марина Прохорова Фото:

Card image

Как найти и использовать действующие промокоды для скидок

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *