Ямальское здравоохранение началось с больницы на пять коек
135 лет служения людям: из прошлого медицины в Обдорске-Салехарде Стоит вспомнить и сказать спасибо первым врачам – тем, кто в суровых условиях прошлого лечил людей на краю земли.
Стоит вспомнить и сказать спасибо первым врачам – тем, кто в суровых условиях прошлого лечил людей на краю земли. Они трудились на голом энтузиазме, веря в своё предназначение и помня о долге перед совестью и ямальцами.
Сегодня здравоохранение региона – мощная отрасль, которая проникла в самые далёкие уголки Ямала. Врачи проводят уникальные операции, за выполнением которых ранее требовалось ехать в столицы, затратив немалые средства и нервы. Теперь многие виды лечения можно получить в первоклассно оснащённой Салехардской окружной клинической больнице. Медицинский персонал в работе по сохранению жизни и здоровья пациентов, шлифуя своё мастерство, использует новейшие разработки науки и техники. Медицина Салехарда выступает социальным лидером здравоохранения в регионе, продолжая историческую традицию, что началась в Обдорске-Салехарде в XIX веке. Я убеждён и думаю, что многие меня поддержат в этом: первые врачи, учителя, ветеринарные работники Ямальского Севера конца XIX – первой половины XX веков давно заслужили памятник.
После тифа и оспы
В далёком прошлом, лет так 100–150 назад, на Севере за исцелением обращались к шаманам и использовали опыт народной медицины. Бал правили разные болезни среди аборигенного населения, которое жило в жутких условиях. Об этом писали в XVIII веке Григорий Новицкий, Василий Зуев, другие путешественники и ссыльные уже XIX века. По их данным, «население инородческое уменьшается от крайней нищеты и свирепствующих болезней – это тиф, оспа, сифилис, трахома, кожные заболевания, корь, скарлатина, чесотка, глистные и лёгочные заболевания». Тобольский краевед Александр Дунин-Горкавич писал в конце XIX века, что в силу условий, в которых живут инородцы, при отсутствии медицинской помощи и дезинфекционных средств эпидемические болезни распространяются и производят сильные опустошения. Он отмечал, что инородцы охотно обращаются за врачебной помощью в Обдорск, а за её отсутствием идут к шаманам.
В советское время благодаря созданию качественной медицинской службы резко увеличилась продолжительность жизни коренного населения. Но это будет потом... А тогда на Ямале свирепствовала скарлатина, больных иногда отправляли на лечение в Тобольск. Для обследования положения дел в Обдорск и Берёзов направляют помощника тобольского губернатора Гинца, который на упряжках объехал огромную территорию. По итогам увиденного он написал письмо о необходимости дополнительных больниц и расширении действующих в Тобольске. Письмо чиновники прочли, наложили визу и – под сукно! Средств, мол, на лечение не имеется.
Записка императору
Но тобольский губернатор, которому предстояло отвечать перед императором, пишет в Министерство внутренних дел и просит отпустить средства, живописуя бедственное положение инородцев. Финансы дают после личного вмешательства Николая I.
В конце пятидесятых годов XIX века Обской Север инспектировал врач – стряпчий Титов. Он обследовал состояние здоровья инородцев и подал записку о распространении сифилиса, трахомы, лепры, паршы и других болезней. Началась бюрократическая волокита чиновников, только стряпчий оказался настырным – записка дошла до императора, и он принял меры. В 1863 году на Тобольский Север командирован из свиты Его величества генерал Сколков. Он представил Александру II докладную о бедственном положении инородцев, для которых «следовало бы обратить внимание на медицинское обслуживание». Император докладную направил в Сибирский комитет, переписка между ним и департаментами империи мало что изменила. А императора взорвали революционеры…
Первые врачи
Тем не менее действовавшие на Севере врачи, рядовые государственные чиновники, путешественники, служители церкви, омские и тобольские губернаторы решали проблему медицинского обслуживания населения Обдории.
Со второй половины XIX века деятельность врачей здесь становится всё более постоянной. Они фактически совершали чудеса спасения, выполняли ежедневный гражданский подвиг, как это видится из дня сегодняшнего. Скромные герои тех времён считали, как и герои нашего времени, что это просто работа – долг, исполнение которого выше всего, даже жизни.
Среди первых врачей Обдорска XIX века – специалисты с университетским(!) дипломом, они могли остаться в центре, но выбрали службу на краю земли. К примеру, Иосиф Барический окончил Московский университет в степени лекаря и работал обдорским разъездным врачом. Израиль Есель Ицкович Зальмунин после окончания Казанского университета трудился в Обдорске врачом и акушером. В 1891 году он переписал жителей села, их оказалось 876 человек. Мужчин и женщин почти поровну, русских имелось около 400 человек и почти 300 человек – коми-зырян. Его труд на Севере отмечен в записках сосланного в Обдорск студента Виктора Бартенева, с которым они были дружны.
Врач Георгий Нейбкарт окончил Дерптский университет (Эстония) и защитил диссертацию на степень доктора медицины. После работы в Обдорске был переведён в Ялуторовск. Лечили жителей села Павел Маршалов, Василий Поддьяков, награждённый за безупречную службу на Крайнем Севере орденом Святого Станислава и медалью 300-летия Дома Романовых.
Население Обдорского региона обслуживали Кирилл Колокольников, с работой которого связано прекращение свирепствовавшей в Берёзовском крае эпидемии тифа, лечили людей Ефим Питерцев, Иван Трофимов – он был награждён денежной премией за прекращение холеры на Обском Севере. Повивальными бабками – акушерками и родовспоможеницами – в Обдорске трудились Анна Красноярова, Евгения Бисерова, Павла Растягаева. Врачи Обдорска обслуживали население огромного края с минимальным набором лекарственных средств и хирургических инструментов, добираясь до стойбищ ненцев и ханты на вёсельных лодках и оленьих упряжках.
В 1889 году тобольский губернатор Владимир Тройницкий предписал создать Обдорское отделение Берёзовской инородческой больницы, и только в 1895 году в доме князя Ивана Тайшина была открыта первая постоянная больница на пять коек. Принимал пациентов в ней ротный фельдшер Алексей Васильев. В Обдорск он был определён после Омской фельдшерской школы в 1899 году, где проработал более 20 лет.
В доме Тайшина
В 1917 году случилась в России революция, после неё и всех военных потрясений советская власть создаёт социальные институты там, где их не было. Одной из важнейших составляющих культурной революции в регионе стало образование с 1926 года государственной бесплатной медицины для населения Обского Севера.
После освобождения Обдорска от белых и ликвидации мятежа 1921 года в селе устанавливается мирная жизнь. В апреле 1920-го образован Обдорский здравотдел, который возглавил Александр Богословов, он работал здесь с 1918 по 1922 год. В докладной записке в Обдорский ревком он предлагал ряд мер по развитию медицины в регионе. В то время на весь Обдорский район действовала одна больница, где он и работал, будучи ещё и заведующим Обдорским райздравом. Как удавалось везде успевать, представить трудно! Ведь после революции, гражданской войны, мятежей в Обдорске не то что лекарств, аптек в принципе не имелось, не было перевязочного материала, но раз люди обращались в больницу, их лечили!
Александра Богословова сменил уроженец Нижнего Новгорода Арсений Шубинский. Он прибыл в сентябре 1923-го и работал главным врачом больницы Обдорска до 1929 года. При нём больничка, что помещалась в доме Тайшина, расширена до 15 коек, построен «заразный» – тифозный инфекционный барак на 20 коек. В то же время по решению тюменских властей Обдорскую больницу решили укомплектовать специалистами. Вместе с Арсением Шубинским в Обдорск прибыли фельдшер и заведующий аптекой Вячеслав Бубнов – уроженец Уфимской губернии, санитар Григорий Дайков – уроженец Олонецкой губернии, кухарка Анна Осипова из Калужской губернии, фельдшер-акушер Ефим Каясинников из села Демьянское, Ксения Парамонова из Берёзова, сестра милосердия Феодосья Черепанова из Обдорска, которая выучилась на медицинских курсах Тобольска и вернулась домой (ГА ЯНАО. ф.5, оп.1, д. 69. с. 78–79). В 1926 году в Обдорскую больницу была направлена первый зубной врач Алевтина Тимофеева.
Им всем на момент прибытия в Обдорск не было и 30 лет. Молодые люди горели жаждой преобразования мира, и у них получилось. Их врачебные традиции живут среди ровесников XXI века.
Амбулатория кадров
В 1926–1928 годах издан ряд распоряжений Правительства РСФСР и Уральского облсовета о финансовых мерах по закреплению медицинских кадров на Ямальском Севере, что помогло привлечь сюда медицинских работников. Начало целенаправленной работы по развитию медицины в регионе дало результат: уже в конце 1929 года на территории Обдорского района – две больницы на 30 коек, пять фельдшерских пунктов.
По рекомендации Бюро по образованию Ямало-Ненецкого округа 10 августа 1931 года в Обдорске развёрнута медико-санитарная лаборатория с двумя отделениями и Пастеровской станцией. Летом 1930 года начато строительство Обдорского консервного завода, при нём были построены амбулатория и переселенческая больница. В конце 1920 – начале 1930 годов возвели первый больничный городок, там теперь стоит здание медиацентра «Салехард». А дальнейшее развитие медицины Обдорска связано с образованием в 1930 году Ямало-Ненецкого округа, но это отдельная история.
Последние новости
Нормы ГТО начинают сдавать 18 января
Жителей Муравленко приглашают сдать нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».
Президиумом суда Ямало-Ненецкого автономного округа утверждены обзоры судебной практики
9 декабря 2024 года состоялось заседание президиума суда Ямало-Ненецкого автономного округа, в ходе которого были утверждены «Обзор апелляционной практики суда Ямало-Ненецкого автономного округа за первое полугодие 2024 года»,
Васти Ямала обсудили проведение региональных дней форума «Малая Родина — сила России»
Фото пресс-службы губернатора ЯНАО Дмитрий Артюхов провел заседание правительства региона.
МегаФон для бизнеса: как выбрать интернет-тариф для работы и путешествий
Решения для предпринимателей и компаний, которые ценят стабильность, скорость и удобство подключения