К истокам просвещения
Система народного образования в арктическом крае корнями уходит в девятнадцатый век и берёт своё начало в Обдорске,
Система народного образования в арктическом крае корнями уходит в девятнадцатый век и берёт своё начало в Обдорске, который считался культурно-историческим центром огромной территории Обского Севера.
До революции 1917 года на этой территории не имелось государственной системы образования. Начало просвещению и образованию коренного и пришлого населения Ямальского Севера положила Русская православная церковь. В ней полагали, что «образование и родной язык – это сущность духовной природы человека и народа и средство к его перевоспитанию и образованию».
С псалтырью и крестом
По распоряжению церковных властей в 1832 году была открыта Обдорская духовная миссия, которая занималась обращением местной публики в христианство и его просвещением.
В 1846 году священник Пётр Попов по распоряжению Святейшего синода организует в Обдорске первую на Сибирском Севере, пространстве на сотни тысяч квадратных вёрст, школу для русских и инородческих детей. Первым русским учителем в Обдорском крае был священник Пётр Александрович Попов, и школу, что помещалась первоначально у него дома, он содержал нередко за счёт собственных средств. Он создавал первые буквари для коренного населения, изучал его родной язык, начал работу по сооружению каменного храма Петра и Павла. К сожалению, имя Петра Попова забыто, хотя числится за ним много благих дел.
Также свой вклад в просвещение населения внесли священники Обдорской миссии, в числе которых одним из активных был Александр Тверитин. Они делали первые шаги по созданию письменности северян, учили их русскому языку, чтобы те понимали богодуховные тексты. В конце девятнадцатого века при миссиях открывают школы-пансионаты для детей коренного населения. Большую известность получила просветительная и культурно-образовательная деятельность настоятеля Обдорской духовной миссии Отца Иринарха – Ивана Шемановского, имя которого носит окружной Музейно-выставочный комплекс. Так, в пансионате и школе отца Иринарха получали образование дети коренного населения, среди них Пётр Хатанзеев – создатель хантыйской азбуки и Иван Ного – создатель ненецкой литературы, они в дальнейшем формировали основы уже советской государственной системы национального образования коренного населения Севера.
С букварём и верой в будущее
Однако со временем возникла необходимость и в получении светского образования в регионе. В 1882 году в Обдорске открывают светское трёхклассное училище – также первое на Крайнем Севере Обдории училище Министерства народного образования. В 1902 –1904 г.г. в Обдорске построили для него новое здание, которое располагалось под Обдорским холмом, вниз от старой лестницы. Сегодня в Обдорском остроге на этом месте начала лестницы – обзорная площадка на краю холма.
А создание полноценной государственной системы образования в Обдорске началось после Октябрьской революции. Сто лет назад в Обдорске действуют зырянская и русская школы первой ступени.
Зырянской – руководит Григорий Артеев. Русской пятиклассной школой с 1919 по 1923 год руководит Михаил Протопопов.
Затем в 1924 году Обдорский РИК преобразует пятилетку в семилетку. Власти Обдорска отмечали, что «уровень образования местных жителей слишком низок. Между тем, увеличив на два класса начальную школу, мы удовлетворим потребность населения и поднимем культурный уровень граждан». Организацию новой школы ведут член РИКа Павел Криворотов и заведующий Обдорской русской школой Иона Яковлевич Пейсель – выпускник Омской гимназии, студент Томского университета и участник Гражданской войны. Затем школой заведовал Екишев Николай Васильевич.
В 1925 году школу объединяют с зырянской и образуют школу номер один Обдорска – Салехарда. Она до 1935 года находилась в прежнем здании под Обдорским холмом, а затем переехала на улицу Ленина, где теперь стоит её новое здание.
Учителями в этих школах работали Надежда Фалалеевна Москвитина, Анна Николаевна Терентьева, Анна Ивановна Туполева, Анна Прохоровна Садовникова, Пётр Ефимович Хатанзеев, Анна Александровна Зефтель, Анастасия Петровна Кузякина, София Георгиевна Вакарина, Евгения Григорьевна Протопопова, София Васильевна Ременникова, Михаил Андреевич Протопопов, Мария Калистратовна Полёнова, Мария Дмитриевна Рочева, Агриппина Фёдоровна Карамышева, Пётр Дмитриевич Мирошин. Эти учителя окончили в Тобольске: женскую гимназию, школьное училище, Епархиальное училище, Берёзовское училище и Обдорскую школу ещё до революции, и они давали ученикам классическое образование. Советский процесс его формирования только начинался. Обдорская школа обслуживала и окрестные стойбища рыбаков и оленеводов, в 1937 году школу номер один Салехарда преобразуют в десятилетку. После образования национального округа и строительства консервного завода в 1930 году в посёлке Комбинат открывают школу-восьмилетку, её также преобразуют затем в десятилетку. В 1947 году Строительство № 501 откроет для своих нужд начальную школу – она станет школой номер два, её в 1967 преобразуют в десятилетку.
Большинство учителей Обдорска двадцатых годов прошлого века – уроженцы Тобольска, Берёзова и самого Обдорска. Жили они в нём довольно долго, и возможно, что у кого-то в семейных архивах хранятся их истории или фотографии. Редакция «Полярного круга» просит потомков этих легендарных учителей поделиться имеющейся семейной информацией.
Текст:Юрий МОРОЗОВ ГА ЯНАО Ф.5.Оп.1.Д.26.С.2-6, 14, 53. Фото:из архива Салехардской средней школы № 1Последние новости
Надым: Дети и здоровый образ жизни в день борьбы с курением
Тысячи северян, включая молодежь, участвуют в мероприятиях по отказу от курения.
Профилактические мероприятия на Ямале в рамках акции «СТОПВИЧ/СПИД»
С 25 ноября по 1 декабря на Ямале пройдут важные мероприятия по борьбе с ВИЧ.
Капитальный ремонт поликлиники в Губкинском завершится в феврале 2025 года
Обновление медицинского учреждения ожидается с нетерпением как пациентами, так и врачами.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией